REUTERS: Почему крупнейшие экономики Азии поддерживают автомобили на водородном топливе

24.09.2019 — Китай, Япония и Южная Корея поставили перед собой амбициозные цели по выводу миллионов автомобилей на водородных топливных элементах на свои дороги к концу следующего десятилетия стоимостью в миллиарды долларов, сообщает агентство Reuters в аналитическом обзоре.

На сегодняшний день автомобили на водородном топливе сильно отстают от электромобилей. Критики утверждают, что им никогда не удастся выйти за пределы нишевой технологии.

Китай, крупнейший в мире автомобильный рынок, где ежегодно продается около 28 млн автомобилей, планирует к 2030 году ввести в эксплуатацию более 1 млн автомобилей на водородном топливе. На данный момент таких транспортных средств в этой стране всего 1500, при этом большую часть составляют автобусы.

Япония, где продается более 5 млн автомобилей в год, хочет увеличить к этому моменту количество автомобилей на водородном топливном элементе до более 800 тыс с 3400 в настоящее время. 

Южная Корея, чей автомобильный рынок составляет всего одну треть от японского, поставила перед собой цель — 850 тыс автомобилей такого типа к 2030 году, хотя по состоянию на конец 2018 года было продано менее 900 таких автомобилей.

Среди аргументов сторонников водорода — исключительная чистота этой технологии, ведь единственными побочным веществом работы водородного двигателя является вода, а также возможность быстрой заправка топливного элемента, по сравнению с часами зарядки, которые требуются электромобилю.  

Многие сторонники в Китае и Японии считают, что водородный транспорт дополняет электротранспорт, а не конкурирует с ним. В целом, водород считается более эффективным выбором для тяжелых транспортных средств, которые проезжают большие расстояния, поэтому в настоящее время особое внимание уделяется разработке городских автобусов

Лишь немногие автопроизводители сделали легковые автомобили с топливными элементами коммерчески доступными. Toyota Motor выпустила седан Mirai в конце 2014 года, но продала менее 10 тыс штук по всему миру. Hyundai Motor предлагает кроссовер Nexo с марта прошлого года и продала чуть менее 2900 шт по всему миру. Продажи его предыдущей модели на водородном двигателе, Tucson, составили около 900 штук. Автомобиль Clarity от компании Honda Motor можно взять в аренду, в то время как Mercedes-Benz GLC F-CELL компании Daimler AG был доставлен лишь нескольким клиентам из корпоративного и государственного секторов.

Спрос на автобусы на водородном двигателе несколько выше. И у Toyota, и у Hyundai есть предложения в этом сегменте, и они уже начали продавать запчасти производителям автобусов, особенно в Китае.

Несколько китайских производителей разработали собственные автобусы, в частности, государственная SAIC Motor, крупнейший автопроизводитель страны, и Geely Auto Group, которая также владеет брендами Volvo Cars и Lotus.

Отсутствие разветвленной сети дорогостоящих заправочных станций обычно называют главным препятствием для широкого распространения водородного транспорта. В то же время основной причиной отсутствия инфраструктуры для заправки топливом является то, что не хватает самого транспорта на дорогах, чтобы сделать ее прибыльной.

Беспокойство потребителей по поводу риска взрывов также является серьезным препятствием, и жители Японии и Южной Кореи протестуют против строительства водородных станций. В этом году в результате взрыва водородного бака в Южной Корее погибли два человека, после чего взрыв также произошел на водородной станции в Норвегии.