Электромобили и гибридные электромобили

Электромобиль (battery electric vehicles — BEV или electric vehicles — EV), то есть автомобиль, работающий на электрической двигателе, не производит никаких локальных выбросов в атмосферу, так что при использовании для подзарядки его аккумулятора энергии из возобновляемых источников этот вид транспортных средств может считаться полностью экологически нейтральным.

Особенностью трансмиссии электромобилей является то, что электромотор может сообщать наивысший крутящий момент мгновенно, так что максимальная скорость может набираться автомобилем практически сразу.

Гибридные электромобили (plug-in hybrid electric vehicles — PHEV) — наиболее широко распространенный на данный момент тип автомобилей, сочетающих традиционный двигатель внутреннего сгорания с электродвигателем.

Мировой рынок электромобилей

В 2015 году продажи электромобилей составили в мире порядка 500 тыс штук, менее 1% от 70 млн проданных новых автомобилей, по данным IRENA. В 2016 году продажи электромобилей по всему миру достигли рекордного уровня в 753 тыс штук, увеличив общее количество используемых электромобилей до 2 млн штук, по данным доклада МЭА по оценке успехов в области внедрения технологий возобновляемой энергетики в мире Tracking Clean Energy Progress 2017. Снижение темпов роста рынка до 40% в 2016 году по сравнению с 70% в 2015 году ставит под сомнение возможность достижения целей, поставленных на 2020 и 2025 гг.

В настоящее время мировой рынок электрических пассажирских транспортных средств высоко фрагментирован: основная доля продаж приходится на несколько стран. Продажи идут достаточно вяло и ниже прогнозных ожиданий практически везде за исключением ряда государств, таких как Норвегия, Нидерланды, Франция и Китай (текущий лидер). Наибольшей популярностью электромобили пользуются там, где правительства обеспечивают налоговые льготы (Норвегия), дают право доступа в запрещенные для автомобилей с бензиновым двигателем участки городов (Лондон) или строго регулирует допустимый уровень выбросов (Калифорния). Руководство ряда городов обсуждает возможность запрета использования двигателей внутреннего сгорания на своей территории (например, Париж до 2020 года или Осло до 2019 года) или обсуждают создание зон пониженных выхлопов (Лондон).

Рынки продаж электромобилей имеют также региональную специфику, например в Азии, на которую приходится 2/3 общего числа продаж, наибольшей популярностью пользуются двух- и трехколесные транспортные средства в связи с высокой плотностью населения в городах и особенностями дорожных систем.

Гибридные электромобили пользуются высокой популярностью в Европе и США. На данный момент они занимают 29% долю рынка в Норвегии и 6% — в Нидерландах, по данным доклада МЭА по оценке успехов в области внедрения технологий возобновляемой энергетики в мире Tracking Clean Energy Progress 2017.

Перспективы мирового рынка электромобилей

Концепт электромобиля FFZERO1 от компании Faraday Future

В соответствии с долгосрочным прогнозом Electric Vehicle Outlook 2017 экспертов аналитической компании Bloomberg New Energy Finance (BNEF), к 2040 году продажи электромобилей в мире достигнут порядка 54% от общего количества новых автомобилей, а их количество на дорогах составит порядка 33%. BNEF предполагает, что к 2040 году электромобили составят около 67% всех продаж новых транспортных средств в Европе, 58% в США и 51% в Китае. Лидерами в этом отношении будут страны, которые предпринимают наибольшие усилия по адаптации новой технологии, в том числе НорвегияФранция и Великобритания.

Глобальные продажи электромобилей возрастут с 700 тыс в 2016 году до 3 млн в 2021 году, что будет составлять около 5% от всех проданных легковых автомобилей в Европе, по сравнению с чуть более 1% на данный момент, и около 4% в США и Канаде. Однако, настоящий бум на электрический транспорт начнется по второй половине 2020-х гг, когда стоимость их содержания станет меньше стоимости содержания автомобилей на традиционном топливе даже при сохранении низких цен на углеводородные энергоносители. На развивающихся рынках, включая Индию, не ожидается значительного роста продаж вплоть до конца 2020-х годов.

К 2040 году использование электромобилей сократит потребность в автомобильном топливе на 8 млн баррелей в день и добавит приблизительно 5% к мировому потреблению электроэнергии. В соответствии с оценкой, опубликованной BNEF в докладе Перспективы новой энергетики 2017 (New Energy Outlook 2017), в Европе и США на долю электромобилей к 2040 году будет приходиться порядка 12-13% всего энергопотребления.

Аккумуляторы для электромобилей

Зарядная станция для электромобилей Tesla Supercharger

Стоимость производства электромобилей и, соответственно, скорость их внедрения в жизнь напрямую зависит от развития технологий хранения энергии, поскольку стоимость аккумулятора может достигать до 40% стоимости самого транспортного средства. По оценкам, удешевление производства происходит темпами, превышающими спрогнозированные ранее: уже достигнут уровень, ожидаемый к 2020 году. Открытие огромных заводов по производству аккумуляторных батарей Tesla Gigafactory и подобных может еще более ускорить этот процесс.

В соответствии с прогнозом Electric Vehicle Outlook 2017, стоимость аккумулятора будет все больше снижаться. С 2010 по 2017 год цена литий-ионного аккумулятора упала на 73% за киловатт. Более совершенные производственные технологии и удвоение плотности используемых химических растворов может способствовать дополнительному 70% снижению цен на батареи до 2030 года.

Зарядные станции для электромобилей

Параллельно по всему миру растет количество зарядных станций для электромобилей. Так, в конце 2016 года BMW GroupDaimler AGFord Motor Company и Volkswagen Group договорились о создании сети из нескольких тысяч высокомощных зарядных станций для электромобилей по всей Европе до 2020 года. Компания Tesla по состоянию на весну 2017 года установила 5400 зарядных станций по всему миру и планирует удвоить это количество до конца года.

Оставить ответ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.