Электромобили и гибридные электромобили

Электромобиль (battery electric vehicles — BEV или electric vehicles — EV), то есть автомобиль, работающий на электрической двигателе, не производит никаких локальных выбросов в атмосферу, так что при использовании для подзарядки его аккумулятора энергии из возобновляемых источников этот вид транспортных средств может считаться полностью экологически нейтральным.

Особенностью трансмиссии электромобилей является то, что электромотор может сообщать наивысший крутящий момент мгновенно, так что максимальная скорость может набираться автомобилем практически сразу.

Гибридные электромобили (plug-in hybrid electric vehicles — PHEV) — наиболее широко распространенный на данный момент тип автомобилей, сочетающих традиционный двигатель внутреннего сгорания с электродвигателем.

Мировой рынок электромобилей

В 2018 году в мире было продано более 2 млн электромобилей по сравнению с несколькими тысячами в 2010 году, и пока нет никаких признаков замедления роста продаж. Несмотря на быстрый рост продаж, электромобили на данный момент составляют лишь порядка 0,5% от 1,68 млрд транспортных средств, использующихся в мире.

В настоящее время мировой рынок электрических пассажирских транспортных средств высоко фрагментирован: основная доля продаж приходится на несколько стран. Продажи идут достаточно вяло и ниже прогнозных ожиданий практически везде за исключением ряда государств, таких как Норвегия, Нидерланды, Франция и Китай (текущий лидер). Наибольшей популярностью электромобили пользуются там, где правительства обеспечивают налоговые льготы (Норвегия), дают право доступа в запрещенные для автомобилей с бензиновым двигателем участки городов (Лондон) или строго регулирует допустимый уровень выбросов (Калифорния).

Рынки продаж электромобилей имеют также региональную специфику, например в Азии, на которую приходится 2/3 общего числа продаж, наибольшей популярностью пользуются двух- и трехколесные транспортные средства в связи с высокой плотностью населения в городах и особенностями дорожных систем.

Гибридные электромобили пользуются высокой популярностью в Европе и США. На данный момент они занимают 29% долю рынка в Норвегии и 6% — в Нидерландах, по данным доклада МЭА по оценке успехов в области внедрения технологий возобновляемой энергетики в мире Tracking Clean Energy Progress 2017.

Перспективы мирового рынка электромобилей

Глобальные продажи электромобилей возрастут с 1,1 млн в 2017 году до 3 млн в 2021 году. Настоящий бум на электрический транспорт начнется по второй половине 2020-х гг, когда стоимость их содержания станет меньше стоимости содержания автомобилей на традиционном топливе даже при сохранении низких цен на углеводородные энергоносители. Годовые продажи пассажирских электрических транспортных средств ожидаются на уровне 10 млн штук в 2025 году, 28 млн шт в 2030 году и 56 млн штук в 2040 году. К 2040 году электромобили будут составлять 57% всех продаж в сегменте пассажирского транспорта и более 30% всех используемых пассажирских транспортных средств в мире.

К 2040 году количество пассажирского электротранспорта на дорогах должно увеличиться до 500 млн штук, а электрического коммерческого транспорта — до более 40 млн штук. Количество используемого транспорта на двигателе внутреннего сгорания будет продолжать расти до 2030 года, а затем начнет снижаться.

Такой быстрый рост в сегменте электрической мобильности напрямую связан со снижением цен на автомобильные аккумуляторы. Дальнейшее удешевление аккумуляторных технологий приведет к уравниванию цен на электромобили и автомобили с двигателем внутреннего сгорания в большинстве сегментов уже к середине 2020-х гг несмотря на высокую вариативность рынка в зависимости от географии.

Другим важным фактором роста рынка электромобилей является все большее ужесточение политики в отношении транспорта на бензиновых двигателях правительствами многих стран. Руководство ряда городов обсуждает возможность запрета использования двигателей внутреннего сгорания на своей территории (например, Париж до 2020 года или Осло до 2019 года) или обсуждают создание зон пониженных выхлопов (Лондон).

Скорость электрификации будет варьироваться от страны к стране, особенно в следующие 12 лет, поскольку некоторые рынки развиваются гораздо быстрее остальных. На развивающихся рынках, включая Индию, не ожидается значительного роста продаж вплоть до конца 2020-х годов.

К 2040 году использование электромобилей сократит потребность в автомобильном топливе на 8 млн баррелей в день и добавит приблизительно 5% к мировому потреблению электроэнергии. В соответствии с оценкой, опубликованной BNEF в докладе Перспективы новой энергетики 2017 (New Energy Outlook 2017), в Европе и США на долю электромобилей к 2040 году будет приходиться порядка 12-13% всего энергопотребления.

Аккумуляторы для электромобилей

Стоимость производства электромобилей и, соответственно, скорость их внедрения в жизнь напрямую зависит от развития технологий хранения энергии, поскольку стоимость аккумулятора может достигать до 40% стоимости самого транспортного средства.

По мере того как электромобили завоевывают все большую долю рынка, автокомпании постепенно смещают свою политику от сотрудничества со сторонними производителями аккумуляторных батарей к основанию собственных производств. Это становится одним из крупнейших трендов за последние 30 лет, по мнению аналитиков Bloomberg New Energy Finance (BNEF).

Зарядные станции для электромобилей

По всему миру растет количество зарядных станций для электромобилей. Так, в конце 2016 года BMW GroupDaimler AGFord Motor Company и Volkswagen Group договорились о создании сети из нескольких тысяч высокомощных зарядных станций для электромобилей по всей Европе до 2020 года. Компания Tesla по состоянию на весну 2017 года установила 5400 зарядных станций по всему миру и планирует удвоить это количество до конца года.

Последние новости рынка электротранспорта

Аналитические обзоры по рынку электротранспорта

Организации, работающие в сфере электротранспорта

Компании, работающие в сфере электротранспорта

Продукты категории электротранспорт