Доклад IRENA: Хранение энергии и возобновляемая энергетика до 2030 года

06.10.2017 — Стоимость хранения энергии может упасть до 66% к 2030 году и привести к росту установки частных систем хранения в 17 раз, сообщает Международное агентство возобновляемой энергетики IRENA в своем докладе по развитию рынка хранения энергии и возобновляемой энергетики до 2030 года.

Доклад IRENA: Хранение энергии и возобновляемая энергетика до 2030 годаЗадача долгосрочного хранения энергии будет играть ключевую роль на следующем этапе перехода глобального сообщества на экологически чистые виды энергии. По мере того как производится все большее энергии из возобновляемых источников, электрические системы нуждаются в большей гибкости, а также появляется необходимость хранить электроэнергию в течение дней, недель и даже месяцев.

В настоящий момент уже существует рынок вспомогательных сервисов, которые обеспечивают бесперебойную работу энергосистем, и он будет все активнее развиваться. На оптовом уровне появляется все больше конкурентных проектов. Так, в недавнем аукционе властей Великобритании определились победители, готовые обеспечить хранилища электроэнергии объемом от 225 МВт. Американская компания Tesla планирует построить хранилище энергии объемом 100 МВт в Южной Австралии. Аналогичные проекты развиваются также в Германии.

С точки зрения развития мировой экономики важным является дальнейшее удешевление домашних систем хранения энергии. По состоянию на конец 2016 года, 55 млн домохозяйств или 275 млн человек использовали электроэнергию от домашних PV-систем или районных микроэлектростанций благодаря значительному снижению цен на солнечную электроэнергию. В Германии за несколько последних лет около 40% всех домашних фотоэлектрических систем было оборудовано блоками для хранения энергии при небольшой финансовой поддержке со стороны государства. В Австралии в 2016 году без какой-либо государственной помощи было установлено около 7 тыс аккумуляторных систем.

Автономные энергохранилища также необходимы для обеспечения бесперебойных поставок энергии из возобновляемых источников в районах, удаленных от общих сетей, например, на небольших островах или в трудонодоступных местах Крайнего Севера. Ранее подобные локации могли рассчитывать только на электроэнергию, произведенную дизельными генераторами, и были крайне зависимы от внешних поставок топлива.

Развитие рынка аккумуляторов также способствует переходу на электрический транспорт. Цена литий-ионного аккумулятора для электромобиля снизилась на 73% с 2010 по 2016 гг, по данным BNEF. К концу 2018 года общее количество четырехколесных электромобилей в мире выросло до 2 млн штук. Мини, двух- и трехколесные электрические средства передвижения насчитывали порядка 250 млн штук, плюс в одном лишь Китае курсировало 300 тыс электробусов.

По всему миру тестируются разнообразные проекты, направленные на создание системы, способной сохранить излишки электроэнергии, производимой в часы пикового производства, чтобы передать в сеть их в часы пикового потребления, в том числе основанные на концепции vehicle-to-grid.