Китай

Китайская Народная Республика (КНР) — крупное и экономически сильное государство в Восточной Азии, со столицей в городе Пекин. Китай осуществляет административный контроль над 22 провинциями, 5 автономными районами и 4 городами центрального подчинения, которые называются «континентальный Китай», а также 2 специальными административными районами — Гонконгом и Макао. Кроме того, правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией.

Возобновляемая энергетика в Китае

Общая установленная мощность объектов возобновляемой энергетики в Китае составила 233 260 МВт в 2010 году и 695 831 МВт в 2018 году. К концу 2018 года, совокупная установленная мощностью возобновляемых источников энергии в этой стране выросла на 12% по сравнению с предыдущим годом до 728 ГВт (включая гидроэнергетику и электростанции на основе биомассы).

Очень большое количество энергии в Китае продолжает вырабатываться с помощью угольных ТЭЦ, что ужасающим образом сказывается на экологии и состоянии атмосферы в стране. В конце 2015 года страна отказалась от разработки новых месторождений и решила постепенно сокращать долю угольных мощностей в энергопортфеле с имевшихся на тот момент 64,4%. В начале 2017 года правительство Китая отменило запланированное строительство более 100 объектов угольной генерации.

Доля ВИЭ в общем энергетическом портфеле страны увеличилась за 2018 года до 38,3% — на 1,7 процентных пункта больше по сравнению с концом 2017 и на 7 процентных пунктов больше, чем в конце 2015 года.

В период с 2010 года по первое полугодие 2019 года Китай был крупнейшим инвестором в производство энергии из возобновляемых источников, выделив 758 млрд долл на эти цели. В 2018 году страна вновь стала мировым лидером по размеру таких инвестиций, несмотря на спад в 32% до 100,1 млрд долл по сравнению с рекордной цифрой в 2017 году.

Перспективы развития возобновляемой энергетики в Китае

В Китае производство электроэнергии на основе угля и, соответственно, количество вредных выбросов, достигнут своего пика в 2028 году, одновременно с этим проникновение возобновляемой энергетики составит 37%. Страна будет стабильно удерживать лидерскую позицию по размерам рынка возобновляемой энергетики в мире.

Доля возобновляемых источников энергии составит в Китае 62% к 2050 году. Доля солнечной и ветряной энергетики вырастет до 48% в 2050 году с нынешних 8%. К этому году в Китае будет установлено 1,3 ТВт солнечных и 1,2 ТВт ветряных мощностей, что составит 17% и 35% всех мировых мощностей в соответствующих сегментах.

Политика Китая по развитию возобновляемой энергетики

Китай намеревается инвестировать 2,5 трлн юаней (360,7 млрд долл США) в возобновляемую энергетику до 2020 года. К 2040 году Китай продолжит оставаться лидером в области инвестиций в развитие ВИЭ, с долей 28% от общемирового объема.

Национальная энергетическая администрация Китая (National Energy Administration, NEA)

Национальная энергетическая администрация Китая (NEA) — департамент в структуре Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC), ответственный за разработку и воплощение планов энергетического и промышленного развития, институциональные реформы в энергетическом секторе, контроль над деятельностью предприятий энергосектора страны, организацию и выполнение научно-исследовательской работы и др.

Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (National Development and Reform Commission, NDRC)

Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC), ранее — Государственная комиссия по планированию или Государственная комиссия по планированию развития Китая, — макроэкономическое агентство под управлением Государственного совета Китая, которому принадлежат широкие полномочия по планированию и контролю развития экономики Китая.

Ассоциация автопроизводителей Китая (China Association of Automobile Manufacturers, CAAM)

Некоммерческая организация Ассоциация автопроизводителей КНР (CAAM) была основана в Пекине в 1987 году с одобрения Министерства гражданских дел Китая для объединения компаний, организаций, институтов, работающих в сфере производства автомобилей, других транспортных средств, автомобильных запчастей и связанных товаров.

Солнечная энергетика в Китае

В 2018 году в стране было подключено к общей сети 44,3 ГВт солнечных электростанций, по данным Национальной энергетической администрации.

В 2015 году Китай намеревался увеличить объем солнечноэнергетических активов до 150 ГВт к 2020 году, по сообщению департамента возобновляемой энергетики Национальной энергетической администрации (NEA). Однако, в ноябре 2016 году NEA уменьшила прогноз на 27% до 110 ГВт в связи с тем, что энергосети страны не справляются со скоростью роста ВИЭ и требуют немедленной модернизации.

Инвестиции в фотоэлектрическую солнечную энергетики снизились в 2018 году в Китае на 53% до 40,4 млрд долл после того как правительство решило охладить бум в солнечной энергетике ограничением доступа к новым проектам с субсидированными тарифами.

В Китае солнечная энергия должна стать дешевле угольной к 2021 году, в соответствии с оценкой, опубликованной BNEF в докладе Перспективы новой энергетики 2017 (New Energy Outlook 2017).

Ветряная энергетика в Китае

В 2018 году в стране было подключено к общей сети 20,59 ГВт ветряных электростанций, по данным Национальной энергетической администрации.

Практически все оборудование для проектов в стране поставляется местными производителями (в основном Goldwind, Guodian United Power, Envision и Ming Yang).

В 2015 году Китай намеревался увеличить объем ветроэнергетических активов до 250 ГВт к 2020 году, по сообщению департамента возобновляемой энергетики Национальной энергетической администрации (NEA). Однако, в ноябре 2016 году NEA уменьшила прогноз на 16% до 210 ГВт в связи с тем, что энергосети страны не справляются со скоростью роста ВИЭ и требуют немедленной модернизации.

Гидроэнергетика в Китае

В 2018 году ввод мощностей гидроэнергетики в Китае составил 8,54 ГВт, в основном на юго-западе страны, увеличив совокупный портфель гидроэнергетических ресурсов до 352 ГВт., по данным Национальной энергетической администрации.

Новые виды транспорта в Китае

Китай является крупнейшим в мире автомобильный рынок, где ежегодно продается около 28 млн автомобилей.

Китай стремится избавиться от имиджа производителя дешевой техники с небольшой добавленной стоимостью. Правительство последовательно придерживается политики поддержки технологического развития для создания сложных технических устройств и сервисов в соответствии с общемировым трендом перехода к цифровым технологиям и подключению к интернету.

В Китае было продано в 2016 году 507 тысяч автомобилей на новых источниках энергии. При этом количество произведенных авто на чистой энергии достигло 517 тысяч. За все время к концу 2016 года в Китае продано более 1 миллиона таких автомобилей — это более 50% от мирового показателя. При этом 95% рынка приходится на транспортные средства, произведенные внутри страны.

Китай планирует к 2020 году увеличить производство автомобилей на новых источниках энергии до 2 миллионов в год.

Электромобили в Китае

Китай является мировым лидером по продажам электрических транспортных средств. Особенностью рынка электромобилей в этой стране (и в Азии вообще) является особая популярность двух- и трехколесных видов транспорта в связи с особенностями местных дорожных систем и высокой плотностью населения: на Китай приходится продажа 90% всего объема электрических мотоциклов и скутеров в мире (порядка 20 млн штук в 2012 году). По оценке IRENA, в 2018 году продажи только двух- и трехколесных электромобилей составят в стране около 355 млн штук.

Правительство КНР ведет активную политику и по продвижению четырехколесных электромобилей при помощи субсидий и налоговых льгот как гражданам, так и компаниям-производителям, которые имеют желание выйти на этот рынок. Государство рассчитывает в кратчайшие возможные сроки избавиться от зависимости импорта нефтепродуктов и улучшить состояние экологии.

Китайские автозаводы Бияди (BYD), Цзили (Geely) и Бэйци (BAIC Group) в 2016 году вошли в первую десятку автогигантов мира по объему продаж автомобилей на новых энергоносителях, они поставляются в 30 стран и регионов мира.

Доля Китая в мировых продажах электромобилей составит 48% в 2025 году, 34% в 2030 году и 26% в 2040 году году. К 2040 году электромобили составят около 51% всех продаж новых транспортных средств в стране, а в 2030 году — 41% от всего легкового транспорта на дорогах.

Заправочные станции для электромобилей в Китае

В октябре 2015 года Госсовет КНР сообщил, что власти Китая планируют к 2020 году построить в стране сеть новых специальных автомобильных заправочных станций, которая сможет обслуживать до 5 миллионов электромобилей. На каждые 2 тысячи электромобилей, согласно директиве Госсовета КНР, должна приходиться минимум одна заправочная станция. В 2016 году в Китае было оборудовано 100 тысяч общественных зарядных точек для авто на новых источниках энергии в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне, что в 10 раз больше, чем в 2015 году.

Автомобили на водородном топливном элементе в Китае

Китай, Япония и Южная Корея поставили перед собой амбициозные цели стоимостью в миллиарды долларов по выводу миллионов автомобилей на водородных топливных элементах на свои дороги к концу 2020-х гг. Китай планирует к 2030 году ввести в эксплуатацию более 1 млн автомобилей на водородном топливе. На данный момент таких транспортных средств в этой стране всего 1500, при этом большую часть составляют автобусы.

Новые виды пассажирского транспорта в Китае

На дорогах Китая по состоянию на 2018 год уже присутствует более 300 тыс электробусов, а к концу 2020-х гг их количество станет доминирующим.

Несколько китайских производителей разработали собственные автобусы на водородном топливе, в частности, государственная SAIC Motor, крупнейший автопроизводитель страны, и Geely Auto Group, которая также владеет брендами Volvo Cars и Lotus.

Автономные беспилотные автомобили в Китае

Помимо этого, частные и институциональные инвесторы Китая вкладывают миллиарды долларов США в компании, ведущие разработки в сфере создания полностью автономных беспилотных транспортных средств, среди них такие компании как LeEco, Baidu и Alibaba. Cтрана ставит себе цель достичь уровня  10-20% высокоавтономных транспортных средств до 2025 года и 10% полностью автономных автомобилей до 2030 года.

Очистка и опреснение воды в Китае

По данным инвестиционного фонда Generation Investment Management, Китай обладает всего лишь 7% мирового запаса пресной воды при том, что в этой стране живет 22% мирового населения. Проблемы с нехваткой и плохим качеством воды продолжают усугубляться, особенно это касается северных регионов. Это оказывает негативное влияние на состояние здоровья нации, а также ведет к потерям в сферах промышленности и сельского хозяйства.

Провинции и автономные округа Китая

Последние новости возобновляемой энергетики в Китае

Организации, действующие в Китае

Компании, действующие в Китае

Проекты, реализованные и планируемые в Китае

Полезные ссылки

Официальный сайт Национальной энергетической администрации Китая (NEA)
Официальный сайт Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC)
Официальный сайт Ассоциации автопроизводителей Китая (CAAM)